Развал-схождение
Правильная настройка развал-схождения автомобиля является одним из наиболее важных аспектов обеспечения безопасности и долговечности транспортного средства. Развал-схождение - это процесс настройки углов наклона и поворота колес автомобиля, который является ключевым фактором в обеспечении оптимальной управляемости, устойчивости и износостойкости шин и вашей безопасности, безопасности пассажиров.
В каких случаях необходимо производить регулировку:
- После сезонной смены шин;
- После столкновения с препятствием (колесный диск деформируется);
- Если производился ремонт рулевого управления;
- Если производились грузоперевозки близкие к максимальному весу;
- Происходила частая езда по некачественным дорогам или продолжительное время сохранялся агрессивный стиль вождения;
- Происходило изменение высоты подвески или осуществлялась установка дисков с диаметром, отличным от заводского.
Следующие признаки могут указывать на необходимость регулировки развал-схождения:
- Вынужденное корректирование руля в процессе движения: автомобиль не движется по прямой, а склоняется в одну сторону;
- Усиленный износ шин на конкретном колесе или с определенной стороны;
- Нарушение траектории движения при торможении;
- Затрудненное вращение рулевого колеса;
- Долгое возвращение руля в исходное положение после поворота;
- Нестабильность при движении со скоростью 70 км/ч и выше;
- Вибрации и удары в рулевом колесе;
- Нестандартный износ элементов подвески и рулевого управления.
Для проверки и настройки автомобиля, необходимо обращаться в профессиональный сервисный центр в Екатеринбурге. GM Garage - это один из специализированных сервисных центров для автомобилей Opel и Chevrolet, который специализируется на услугах по обслуживанию и ремонту этих марок автомобилей. Сервисный центр GM Garage имеет опытных механиков и современное оборудование для обеспечения наилучшей производительности, и безопасности для вашего автомобиля.
Все работы выполняются в соответствии с рекомендациями производителя, что обеспечивает наилучшие результаты настройки развала-схождения.
Важная информация про развал-схождение
- Какие бывают углы установки колес?
- Развал-схождение: что это такое, зачем и когда его регулировать?
- Какие углы можно регулировать, а какие нет?
- Когда нужно регулировать углы установки колес?
- Как регулируют углы установки колес?
- Как выбрать сервисный центр для регулировки углов установки колес?
Начнем с углов, которые упоминаются в словосочетании развал-схождение.
Развал — угол между плоскостью вращения колеса и вертикалью.
Положительный развал — когда верхняя часть колеса выступает наружу относительно ступицы.
Отрицательный развал — когда нижняя часть колеса выступает наружу относительно ступицы.
Можно попробовать увидеть развал, если смотреть на автомобиль спереди. Однако на большинстве автомобилей разглядеть его вряд ли получится — углы очень малы. Но есть и исключения, например старые грузовики Tatra щеголяют ярко выраженным положительным развалом.
А современные гоночные автомобили демонстрируют отрицательный развал. Автомобили, которые хотят быть похожими на гоночные, демонстрируют еще более отрицательный развал!
Развал необходим по нескольким причинам. Первая — это снижение нагрузки на цапфу, ступицу и ступичный подшипник. Вторая — сохранение шиной контакта с поверхностью дороги во время движения по неровностям. Как уже говорилось выше, колесо при движении по неровностям перемещается вверх-вниз с определенным углом, который и должен компенсировать развал. Чем ближе к идеалу будет подвеска, тем меньше можно сделать развал.
Положительный развал призван еще и компенсировать нагрузку автомобиля. У той же Татры в загруженном состоянии развал становится нулевым или даже отрицательным. Но такой диапазон развалов - это побочный эффект конструкции данного автомобиля, на современных грузовиках Tatra конструкторам удалось избавиться от врожденной «косолапости».
В последнее время наметилась тенденция к отрицательному развалу. Дело в том, что во время скоростного прохождения поворотов, нагруженные внешние колеса стремятся к положительному развалу, при котором теряется контакт шин с дорогой. Отрицательный же развал в этом случае будет стремиться к нулевому, сохраняя максимальный контакт. Однако ярко выраженный отрицательный развал на автомобиле, изображенном выше — это не более, чем дань стилю.
Схождение — угол между плоскостью вращения колеса и продольной осью автомобиля.
Положительное схождение — когда передняя часть колес обращена внутрь. Отрицательное схождение — когда передняя часть колес обращена наружу.
Бытует мнение, что основная задача схождения - это компенсация развала. Ведь если взять колесо, наклонить его и катнуть вперед, оно покатится не прямо, а в сторону наклона. Отсюда логично предположить, что при положительном развале и схождение (которое его компенсирует) должно быть положительным. При отрицательном - наоборот. Однако в последнее время наметилась тенденция на некоторых переднеприводных автомобилях при отрицательном развале делать схождение нулевым или даже положительным.
Дело в том, что схождение значительно влияет на управляемость автомобиля. Если схождение положительное — автомобиль будет лучше стабилизироваться и держать прямую. Если схождение отрицательное — автомобиль будет тяжелей «отловить», но его реакции на руление станут более четкими. Очередной компромисс для конструкторов!
Кроме того, схождение необходимо для компенсации эластичных свойств упругих элементов подвески — сайлентблоков.
Следующий параметр не вошел в словосочетания — развал-схождение, сход-развал. Однако он не менее важен.
Кастор (либо Кастер от англ. Caster) — угол между осью поворота колеса и вертикалью. Еще его называют Угол продольного наклона оси поворота.
На автомобилях с подвеской MacPherson можно разглядеть, что стойка немного наклонена назад — положительный кастор. Но проще всего увидеть кастор на велосипеде или мотоцикле, их передняя вилка также имеет наклон назад.
Положительный кастор стабилизирует управляемые колеса во время движения. Из-за того, что точка контакта колеса с поверхностью лежит несколько позади оси поворота, при отклонении колеса от прямолинейного движения возникают боковые силы, стремящиеся вернуть колесо в начальное положение. На паре колес момент, действующий на цапфу внешнего колеса, больше, чем момент, действующий на внутреннее колесо. За счет этого также происходит возврат в исходное положение.
Кроме того при вывернутых управляемых колесах передок автомобиля благодаря кастору немного приподнимается. Это можно увидеть стоя рядом с автомобилем или почувствовать, находясь в салоне. Если отпустить руль, вес автомобиля создаст возвращающую силу, которая также будет стремиться вернуть колеса в положение прямо.
Нулевой кастор или близкий к нулевому можно встретить на некоторых старых автомобилях. Например, на Волгах ГАЗ-21 и ГАЗ-24, а так же Чайках значения кастора составляет от 0° до 1°. Так удавалось добиться большей легкости вращения руля, а стабилизация автомобиля осуществлялась за счет иной конструкции шин. Сегодня нулевой кастор можно встретить на погрузчиках и цирковых велосипедах, где скорости невелики, зато очень важна маневренность.
Отрицательный кастор (вернее его подобие) можно встретить на продуктовой или грузовой тележке. Ось поворота колес такой тележки не имеет наклона, но она смещена относительно пятна контакта колеса, образуя плечо поворота. Благодаря этому тележка легко поворачивает при малейшем усилии.
И еще два параметра, о которых вспоминают реже, чем о касторе.
Поперечный угол наклона оси поворота (шкворня) — угол между вертикалью и осью поворота.
Иногда поперечный угол наклона оси поворота называют поперечным наклоном шкворня. Несмотря на то, что шкворень как элемент подвески применяется все реже, слово «шкворень» продолжает широко употребляться, обозначая теперь уже не реальную, а конструктивную ось поворота колеса.
Например, в случае подвески на двойных поперечных рычагах — это ось, соединяющая центры обоих шаровых шарниров. В подвеске типа MacPherson роль шкворня выполняет амортизаторная стойка.
Благодаря поперечному углу наклона «шкворня» поворот колеса осуществляется по меньшей дуге, за счет чего снижается усилие на руле. Кроме того, поперечный угол наклона оси поворота так же, как и кастор, способствует приподниманию передка автомобиля при вывернутых колесах. Это создает возвращающий момент, который стремится вернуть колеса в положение прямо.
Радиус поворота (если речь об углах установки колес) — это углы поворота внешнего и внутреннего колеса. Еще этот параметр называют углы Аккермана в честь изобретателя Рудольфа Аккермана.
Если сделать углы поворота внешнего и внутреннего колес одинаковыми, то при движении по дуге неизбежно будет возникать скольжение шин, что негативно скажется на управляемости автомобиля. Поэтому внутреннее управляемое колесо поворачивает на больший угол, нежели внешнее. Ведь оно движется по меньшей окружности, значит и поворачивать должно сильнее.
Развал-схождение или сход-развал, или что более правильно — углы установки колес: это параметры, которые влияют на устойчивость и управляемость автомобиля, а также на износ шин. Обычно регулировку углов установки колес проводят на передней (управляемой) оси, но в некоторых случаях регулировке подвергается и задняя ось.
Для сохранения надежного пятна контакта с дорогой важно чтобы во время движения колесо оставалось в вертикальном положении. Но любая подвеска не идеальна, и при езде по неровностям колесо перемещаясь вверх-вниз, то и дело отклоняется от вертикальной плоскости. А если учесть, что управляемым колесам нужно еще и поворачивать относительно горизонтальной плоскости, то о постоянстве контакта с дорогой говорить не приходится.
Углы установки колес помогают минимизировать возможные отклонения пятна контакта от идеала. Но и здесь приходится идти на компромисс — сделать автомобиль максимально устойчивым на прямой или обеспечить отличную управляемость в поворотах. Впрочем, любой гражданский автомобиль это всегда набор компромиссов.
Все зависит от типа подвески и конструктивных особенностей конкретной модели автомобиля. Начнем с передней оси.
На внедорожниках, у которых спереди мост, регулировать можно только схождение. Однако на некоторых моделях передний мост позволяет регулировать и кастор.
На подвеске типа MacPherson в большинстве случаев не получится отрегулировать развал.
Иногда автопроизводитель не закладывает возможность регулировки развала и на передних двух-, и многорычажных подвесках. Производитель исходит из того, что при исправных и неповрежденных элементах подвески развал (и кастор) будут в пределах допустимых значений. Допуски в этом случае, как правило, больше. Увеличен и запас прочности подвески, поэтому правильные углы держатся дольше.
И еще. Если сравнивать двухрычажную подвеску и MacPherson по принципу «где развал продержится дольше», то выигрывает MacPherson. Разница в количестве сайлентблоков, которые могут влиять на изменение углов установки — четыре против двух в MacPherson.
Поперечный угол наклона оси поворота (шкворня) заложен конструктивно и регулировки не требует. Углы Аккермана меняют на гоночных автомобилях.На гражданских они должны соответствовать заводским настройкам.
Теперь задняя ось.
На автомобилях с полунезависимой подвеской (торсионная балка) обычно ничего не регулируют. При нормальной эксплуатации углы держатся весь срок службы автомобиля. Однако бывают и исключения. В свое время Volkswagen предлагал комплект шайб, с помощью которых (отодвигая ступицу от кронштейна балки) можно было регулировать развал. Встречаются подобные наборы и для вазовских переднеприводников.
Если на задней оси стоит независимая подвеска, можно регулировать развал и схождение, но не всегда. Кастор — это исключительно про управляемые колеса, то есть почти всегда про переднюю ось. На задней оси кастор обычно нулевой. Исключение — автомобили, у которых задняя ось может подруливать. Кастор есть, но зачастую его нельзя отрегулировать.
Может показаться, что идеальная подвеска та, где регулировок минимум — мечта автомобилиста и «развальщика», отрегулировал схождение и готово! Однако если по тем или иным причинам подвеска все же требует регулировки? А регулировать нечем! Поэтому все же лучше когда регулировка предусмотрена. Особенно при эксплуатации в наших условиях.
Пять основных причин, когда нужно регулировать углы установки колес:
- Когда происходит усиленный (неравномерный) износ покрышек.
- Когда автомобиль тянет в сторону.
- Когда колеса стоят прямо, а руль при этом повернут в сторону.
- Когда был сильный удар колесом о неровность дороги, который мог сбить углы.
- Когда был ремонт подвески (замена деталей), влияющий на углы установки колес.
Углы установки колес могут меняться и при обычной эксплуатации из-за естественной деформации резины в сайлентблоках.
Углы могут «уйти» после сильного ДТП.
Тюнинг подвески — укорочение пружин, изменение в ту или иную сторону дорожного просвета — должно сопровождаться последующей регулировкой углов установки колес.
Рекомендуется регулировать сход-развал при переходе на другой диаметр колес. И даже просто при сезонной смене резины. Да, некоторые автовладельцы проверяют углы установки колес два раза в год после каждой «переобувки».
Такой подход позволяет распознать неисправность подвески на самом раннем этапе. Иногда маленький люфт в рулевом наконечнике виден только по шкале схождения на стенде, руками он не прощупывается. Регулировка стоит денег, но возможно вы сэкономите, предотвратив дорогостоящий ремонт подвески или ускоренный износ шин. Цена только одной покрышки равна нескольким регулировкам развала-схождения.
Да и самому спокойней — знаешь, что с подвеской все в порядке!
Прежде всего, мастер должен убедиться, что подвеска исправна, а давление в шинах в норме и одинаковое для колес одной оси. На разных осях оно может незначительно различаться.
Некоторые автомобили перед настройкой нужно нагрузить. В сервисных центрах для этого часто используют канистры с водой или песком. Необходимая нагрузка указана в руководстве по эксплуатации автомобиля. Но чаще автомобиль приходится разгружать. Если в багажнике тяжелый груз, машина будет проседать на заднюю ось, что негативно скажется на результатах регулировок.
Колеса на стенде для схождения-развала наезжают на специальные поворотные круги — «пятаки». Они нужны, чтобы снять нагрузку с подвески. При этом колеса могут менять угол поворота. «Пятаки» должны свободно двигаться вдоль оси колес и вращаться. Точность измерений и качество настройки серьезно пострадают, если «пятаки» заржавели или забились грязью.
Затем на колеса надевают «мишени» — специальные датчики с зеркалом или стеклом. На них направляется камера и считывает положение колеса.
После мастер заносит в программу регулировочного стенда данные об автомобиле: марку, модель, поколение и комплектацию. Так стенд подстраивается под конкретный автомобиль, и специалист понимает, какие углы необходимо выставить. На автомобилях с пневмоподвеской для корректного расчета углов установки колес важно измерить и внести в программу клиренс каждого колеса.
Далее специалист следует инструкции программы. Чтобы рассчитать угол развала колес, автомобиль прокатывают немного назад и возвращают на место (некоторые стенды позволяют обойтись без этого). Затем вращают руль влево и вправо, чтобы программа рассчитала угол схождения. Педаль тормоза и руль после этого блокируют, чтобы убрать погрешность при настройке. Руль должен стоять ровно посередине относительно рулевой рейки.
Если углы колес выбиваются из нормального диапазона, программа сообщит об этом и выделит расхождение красным цветом.
На рулевых тягах и наконечниках есть резьба. Если увеличивать или уменьшать их длину, можно отрегулировать схождение колес. Мастер с помощью ключей регулирует положение колес и видит на мониторе, как меняются параметры. На некоторых автомобилях регулировка осуществляется с помощью специальных болтов — эксцентриков или подбором регулировочных шайб. Иногда о приобретении болтов и шайб нужно позаботиться заранее.
После правильной настройки все углы колес должны находиться в зеленой зоне.
Можно ли самому отрегулировать углы установки колес?
Можно. Гаражные умельцы и опытные автомобилисты с помощью натянутой вдоль кузова нити, отвесов и уровней с пузырьками воздуха в жидкости издавна делали развал-схождение самостоятельно.
Но, во-первых, те, кто может произвести такую регулировку самостоятельно, вряд ли сейчас читают данный материал. А во-вторых, современные электронные стенды точнее нитей и отвесов, и способны отследить параметры до долей градусов — минут. Так что лучше доверить свой автомобиль профессионалам.
В первую очередь важен сам подход к регулировке углов установки колес. Хороший сервисный центр, производящий данную операцию, должен обладать следующими качествами:
Проверка давления и износа шин. Иногда небольшая разница в износе шин на передней оси приводит к уводу автомобиля в сторону. Аналогично и с разницей в давлении. Возможно, углы установки колес вовсе не виноваты в том, что машину тянет в бок.
Диагностика подвески. Если в ходовой части есть не предусмотренные конструкцией люфты, делать развал-схождение бессмысленно. Сначала нужно привести в порядок подвеску.
Документы и гарантия. Хорошие автосервисы дают гарантию на свою работу и предоставляют клиенту не только кассовый чек, но и распечатку параметров углов установки колес — до и после регулировки. Это нужно не только клиенту, но прежде всего мастеру. Когда автомобиль в следующий раз заедет на стенд, он уже будет знать всю предысторию.
Опытный мастер. Хороший результат во многом зависит от мастера. Недостаточно просто ввести в программу название марки и модели автомобиля. На точность настройки может влиять даже год выпуска и маркировка кузова.
Хороший мастер спросит, когда ремонтировали подвеску, какие запчасти использовали, и расспросит о поведении машины на дороге. Также он убедится, что руль стоит ровно.
Если на автомобиль установили нештатные колеса или тюнинговали подвеску, то стандартные нормативы углов для этой модели уже не подходят. Поэтому развал-схождение на таких автомобилях должен делать мастер с большим опытом, который не будет ориентироваться только по зеленым зонам на мониторе стенда.
Высший пилотаж «развальщика» — по сочетанию показаний углов точно указать, какой узел деформирован и мешает нормальной установке колес. Или найти нестандартное решение и «вывести углы», когда регулировка производителем не предусмотрена.
Сервисный центр GM Garage располагает современным 3D стендом для регулировки углов установки колес. Данное оборудование позволяет работать с любыми типами легковых автомобилей, коммерческим транспортом, а также с длиннобазными машинами.
Измерению подвергаются все данные подвески, включая колесную базу, колею и смещение оси, что помогает выявить возможные проблемы после кузовного ремонта.
Стенд оснащен функцией самодиагностики, позволяющей исключить ошибки в работе. В памяти устройства содержится база с заводскими параметрами более 20 тысяч автомобилей. Стенд также оснащен жестким диском для записи и длительного хранения выполненных операций.
Вы получаете цветную распечатку параметров углов установки колес — до и после регулировки.
Все работы в GM Garage проводятся сертифицированными специалистами высокой квалификации. Наши мастера имеют большой опыт в поиске причин неисправностей и последующем их устранении.
Специализированный центр GM Garage предоставляет гарантию 1 год или 10 000 км на выполненные работы.
При желании (по согласованию с администрацией) Вы можете присутствовать в сервисной зоне во время проведения работ.
Позвоните по тел.: +7 (343) 287-95-60, и специалисты GM Garage помогут Вам решить все вопросы!